В начале прошлого века, 18 февраля – 90 лет назад, в 1930 году, американский астроном Клайд Уильям Томбо открыл планету Плутон.

Клайд Уи́льям То́мбо — американский астроном, открывший карликовую планету Плутон в 1930 году

Плутон, до недавнего времени считавшийся девятой планетой Солнечной системы, расположенной в 40 раз дальше от Солнца, чем Земля, долгое время оставался совершенно неизученным. Его существование теоретически предсказал американский астроном Персиваль Ловелл в 1915 году. Через 15 лет после этого планету открыл сотрудник обсерватории Ловелла астроном Клайд Уильям Томбо.

Персиваль Лоуэлл, также Ловелл — американский бизнесмен, востоковед, дипломат, астроном и математик, исследователь планеты Марс, открывший астероид Аризона в 1907 году.

В этой обсерватории Томбо работал с 1929 года. Задачей молодого ученого стало систематическое получение изображений ночного неба в виде парных фотографий с интервалом между ними в две недели с последующим сравнением пар для нахождения объектов, изменивших своё положение.

Обсерватория Лоуэлла (англ. Lowell Observatory, код обсерватории «690») — частная астрономическая обсерватория, расположенная во Флагстаффе; одна из старейших обсерваторий в США, основана в 1894 году.

Для сравнения использовался блинк-компаратор, позволяющий быстро переключать показ двух пластинок, что создаёт иллюзию движения для любого объекта, который изменил позицию, или видимость между фотографиями.

18 февраля 1930 года, после почти года работы, Томбо обнаружил возможно движущийся объект на снимках от 23 и 29 января. А 13 марта 1930 года, после того, как обсерватория получила другие подтверждающие фотографии, новость об открытии была телеграфирована в обсерваторию Гарвардского колледжа.

Астрограф, с помощью которого был открыт Плутон

Право дать название новому небесному телу принадлежало обсерватории Ловелла. Варианты названия начали поступать со всего мира. Имя «Плутон» первой предложила Венеция Берни, одиннадцатилетняя школьница из Оксфорда. Она интересовалась не только астрономией, но и классической мифологией, и решила, что это имя — древнеримский вариант имени греческого бога подземного царства — подходит для такого, вероятно, тёмного и холодного мира.

Венеция Катарина Дуглас Берни — девочка, которая придумала имя планете Плутон.

Официально объект получил имя 24 марта 1930 года. А спустя 76 лет, в августе 2006 года на проходившей в Праге ассамблее Международного астрономического союза Плутон лишили статуса планеты Солнечной системы. Он теперь лишь «карликовая планета». После недели обсуждений 2,5 тысячи астрономов, представлявших 75 стран мира, утвердили путем голосования критерии, которым должно соответствовать небесное тело для получения статуса планеты.

«Новые горизонты» (англ. New Horizons) — автоматическая межпланетная станция НАСА, запущенная в рамках программы «Новые рубежи» (New Frontiers) и предназначенная для изучения Плутона и его естественного спутника Харона.

Согласно новому определению, статус планеты присваивается «небесному телу, которое движется по орбите вокруг Солнца, принадлежащей исключительно данному небесному телу, обладает достаточной массой для образования гравитационного поля, вследствие чего данное небесное тело получает шарообразную форму».

После исключения Плутона из числа планет это название закреплено лишь за 8 небесными телами: Меркурием, Венерой, Землей, Марсом, Юпитером, Сатурном, Ураном и Нептуном. Согласно новой классификации, Плутон относится теперь к категории малых планет, или планетоидов.

Междунаро́дный астрономи́ческий сою́з — организация, объединяющая астрономические сообщества всего мира. Основан в июле 1919 года в Брюсселе.

Chief Editor

Я тут самый главный. И - точка!