Регистрация собственности: Закон № 518-ФЗ

В 2021 году появился Закон № 518-ФЗ, опасный для тех, у кого нет зарегистрированной собственности в Росреестре (ранее оформлявшейся в собственность по старым документам или на иного хозяина). Например, было свидетельство о собственности старого образца до 1997 года, или есть недооформленное наследство…

То есть, если у гражданина отсутствует запись в Едином реестре недвижимости (ЕГРН) о его праве на дом, земельный участок, иной объект недвижимости, собственность на такой объект может перейти государству или ошибочно другому лицу. Почему так может быть?

Законодатель поставил задачу найти всех собственников, будут запрашивать ФНС, нотариусов, ПИБы и БТИ, Администрации и иные информационные ресурсы.

Выявят все неоформленные, брошенные или скрываемые от глаз кредиторов объекты недвижимости, по которым в Реестре нет информации как о самих объектах, так и об их собственниках. При этом, если бывший собственник уже умер, наследников, правопреемников или кредиторов искать не будут. Не будут учитывать и решения судов о смене собственников. Закон не говорит о розыске последних собственников. Учитываются только имеющиеся архивные данные «старых» хозяев. Если прежнего собственника нет, а новый не дал о себе знать, объект может уйти государству (особенно квартиры, земельные участки).

По земельным правам, вообще, может возникнуть много путаницы. Не все садоводы знают, что у них уже есть приватизация участков, у кого-то даже в коллективно-долевую собственность по архивным данным Администраций. А если была передача земельного участка (по наследству, через «куплю-продажу» по членской книжке, по решению суда о разделе или взыскании долга имуществом и пр.), в реестр может оказаться вписанным тот самый первый собственник, которого обнаружат по архивным учтенным документам.

В целом, закон призывает всех внимательно отнестись к документам, привести их в порядок, зарегистрировать собственность. Ну, и, конечно же, нести обязанности по уплате налогов и исполнению иных обязанностей.

Проверьте  документы на недвижимость. Обычно их два:
1. Документ-основание, подтверждающий, что у вас есть право на объект. Это может быть договор приватизации, договор купли-продажи,  свидетельство о собственности на землю, Постановление о передаче земельного участка, свидетельство о праве на наследство, решение суда и пр.

2. Свидетельство о государственной регистрации права собственности или выписка из ЕГРН. То есть должен быть документ о том, что Ваша собственность числится в Росреестре. Если такого документа нет, нужно срочно зарегистрировать.

Еще вариант: документов нет вообще. Так может быть, если, например Вы не оформили наследство, не поставили учтенный в БТИ дом на кадастровый учет, не зарегистрировали решение суда и пр. тоже надо срочно делать.

Законом утвержден план проведения розыскных действий и подтверждающих права. По их результатам в Росреестре каждый объект обретет своего собственника (настоящего или ошибочного). Будут проводить инвентаризацию. Прекратившие существование дома (после пожара, с большим износом и пр.) снимут с учета.

Стоит опасаться ошибок при внесении данных в Росреестр. Это и человеческий фактор, и возможные совпадения имен, и перепутанная информация.

Будьте внимательны, заботьтесь о документах на  собственность. Срочно оформляйте документы!

Прошу разослать эту информацию всем знакомым.
С уважением, Надежда Генералова, юрист.

Добавить комментарий