Юбилей последнего обладателя “Голубой ленты Атлантики”

Часть 1.

70 лет назад, летом 1951 года на верфи Ньюпорт-Ньюс Шипбилдинг, расположенной в городе Ньюпорт-Ньюз, штат Вирджиния, был заложен, а спустя полтора года спущен на воду знаменитый пассажирский лайнер “Юнайтед Стейтс”, последний обладатель самого почётного приза для пассажирских лайнеров “Голубой ленты Атлантики”.

Лайнер “Юнайтед Стэйтс” вскоре после торжественного спуска на воду

С развитием США в промышленно развитую страну, её связи с Европой стали нуждаться в регулярном пассажирском сообщении. Так с середины XIX века возникла потребность в регулярных трансатлантических пассажирских перевозках. В эту работу включились многие предприниматели, создававшие трансатлантические судоходные компании. При этом, само собой, возникло негласное, а затем вполне знаменитое и престижное соревнование между пассажирскими пароходами.

Карта трансатлантических маршрутов пассажирских лайнеров. Из-за разницы их протяжённости, вскоре стали считать не количество дней, за которое пароход преодолевал Атлантику, а измерять среднюю скорость на переходе. И если первый пароход “Сириус” прошёл путь со скоростью менее 8 узлов (менее 14 км/ч, то последний рекордсмен развивал среднюю скорость на маршруте почти 64 км/ч)

Кто быстрее преодолеет путь между Соединёнными Штатами и Европой? От этого зависел престиж судоходной компании и, соответственно, её доходы. Чтобы лучше представить себе ситуацию, сложившуюся в то время, можно вспомнить нынешние суборбитальные полёты для космических туристов. Только тогда, в XIX веке это было не развлечение для богачей, а жизненная необходимость. И пересечение Атлантики на паруснике без системы GPS, успокоителей качки, навигационных радаров, а с одним лишь магнитным компасом, было сродни полёту в космос в начале 60-х.

Страницы из научного издания “Водный мир. Океан, его законы, течения, приливы, ветер и волны, феномены, механическое устройство животного и растительного мира”, написанное профессором ван дер Воортом в 1883 году. С иллюстрациями. Таково было научное представление об океане того времени

Постепенно, с развитием кораблестроения, когда парусные суда были вытеснены железными, а затем стальными пароходами, гонка стала настолько популярной и престижной, что многие государства специально предпринимали меры, чтобы получить заветную ленту и поднять престиж не только компании-перевозчика, но и в целом, государства, в котором перевозчик работал. Простое соревнование капитанов по началу, превратилось в битву интеллектов и технологий наций.

Пассажирский колёсный пароход «Сириус», построенный в 1837 году в Шотландии.
Первый пароход, обладатель “Голубой ленты Атлантики”, пересёкший Атлантический океан без помощи парусов

Сначала соревнование распространилось среди капитанов судов. Затем по общей договорённости в 1838 году стороны, принимавшие в этих гонках через Атлантику, договорились, что то судно, которое прошло между континентами быстрее всех, имело право поднимать на рее голубой вымпел. Именно этот вымпел позже и стал тем самым престижным знаком самого быстрого в мире трансатлантического судна.

Грейт Вестерн” — первый корабль Great Western Steamship Company, специально построенный для трансатлантических рейсов.
Участник эпохальной гонки через океан с “Сириусом”

Вторым судном, удостоившимся престижной награды, стал английский парусно-паровой корабль “Грэйт Вестерн”, построенный на Бристольской верфи “Паттерсон и Мерсер” и спущенный на воду 19 июля 1837 года. Через год “Грейт Вестерн” отправился в свой первый рейс из Лондона в Нью-Йорк, которого достиг спустя 14 дней и 12 часов. При этом он догнал вышедший на несколько дней раньше пароход своих конкурентов “Сириус”, который в спешке пытались приспособить для дальнего рейса.

Немецкий трансатлантический лайнер “Кайзер Вильгельм дер Гросс” кардинально отличался от своих первых собратьев по трансатлантическим гонкам. Он, как и всякий пароход того времени, который хотел считаться солидным, имел четыре трубы, роскошные интерьеры и скорость хода на маршруте впервые превысившую 20 узлов. Свой рекордный рейс он прошёл со средней скоростью 22,1 узла (40,9 км/ч)

Тем не менее, раз “Сириус” первым пришёл в Нью-Йорк, то он и был объявлен первым победителем гонки судов, преодолевших путь без помощи парусов на одном только угле и под паровой машиной. Однако, был он таковым всего несколько часов. После чего приз перешёл к судну “Грейт Вестерн”. Идея “Голубой ленты” уже охватила многие круги судостроителей, моряков и бизнесменов, поэтому престиж первого победителя гонки был чрезвычайно высок, и многие хотели бы завладеть “Лентой”. После этой легендарной гонки, соревнования между пароходами и судоходными компаниями продолжались свыше ста лет.

Курительный салон первого класса на “Кайзере”. Понятно, что в такой обстановке переход через Атлантику был приятен и не обременителен. Это не восьмичасовое сидение в узком кресле авиалайнера

Следующим выдающимся победителем, о котором хочется рассказать особо, стал немецкий лайнер «Кайзер Вильгельм дер Гросс». Он получил приз в 1897 году, став девятнадцатым его обладателем. Это был корабль кардинально отличавшийся от своих предшественников. Первые несовершенные паровые машины и гребные колёса ушли в прошлое. О парусах на скоростных линиях уже никто не помышлял.

“Титаник”. Корабль, пожалуй, самой несчастливой судьбы. Выйти в первый рейс и погибнуть…. Самое страшное кораблекрушение и поныне

На “Кайзере” присутствовали лишь самые передовые технологии конца XIX века: два гребных винта вместо колёс, совершенная гидродинамика в обводах корпуса, две паровые машины тройного расширения мощностью 33 000 л.с., обеспечивавшие ему среднюю скорость в 22,1 узла или почти 41 километр в час. “Кайзер” стал первым лайнером, перешагнувшим двадцатиузловой рубеж. Салоны и каюты корабля были отделаны с роскошью и вкусом, содержали огромное количество предметов искусства, декоративной отделки. Путешествие приносило пассажирам не только пользу, но и изрядную долю наслаждения.

Британский пассажирский лайнер “Мавритания”. Ещё больше размер, ещё больше роскоши, ещё больше скорость. “Мавритания” установила ещё один рекорд: она владела “Голубой лентой” 20 лет, с 1909 по 1929 год.

Самым несчастливым участником трансатлантической гонки на приз “Голубой ленты” стал и самый известный пассажирский пароход – английский “Тианик”. На момент ввода его в эксплуатацию, это был самый большой и самый роскошный пароход в мире. И если бы не его трагическая судьба, то он мог свободно перехватить первенство у других судов. Однако, как мы знаем, в роковую ночь с 14 на 15 апреля 1912 года, “Титаник”, столкнувшись с айсбергом, затонул, унеся с собой почти полторы тысячи жизней.

Безусловно, темпераментные итальянцы не могли остаться в стороне от такого грандиозного соревнования. Италия должна была внести своё веское слово и она сделала это. В 1933 году итальянский пассажирский лайнер “Рекс” поставил очередной рекорд средней скорости на переходе через Атлантику – умопомрачительные 28, 92 узла (больше 53,5 км/ч)

Однако, крушение лайнера принесло и положительные результаты. Перед лицом такой масштабной катастрофы, мировое сообщество разработало первые правила оказания помощи на море, соединив их в последовательную систему, котороая обеспечивала поиск и спасение людей после караблекрушения. В частности, сигнал “SOS”, передаваемый по радио на всех радиодиапазонах, стал официальным знаком бедствия, который был признан во всём мире. С тех пор радиообмен в начале каждого часа останавливается на несколько минут, чтобы радисты всего мира могли услышать сигналы бедствия в радиоэфире.

Главная лестница на “Рексе”. Что тогда представляли собой другие интерьеры?… Если учесь, что корабль украшали потомки великих итальянцев Джотто ди Бондоне, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Тициана Вечеллио, Караваджо…. Всех не перечислить!

После “Титаника” и “Кайзера” последовала целая плеяда роскошных комфортабельных и скоростных лайнеров, сделавших путешествия через Атлантику ещё быстрее и комфортнее. Это были великие суда великого времени, расцвета и первых серъёзных успехов мировой промышленности, развивавшейся невиданными прежде темпами.

О накале страстей вокруг трансатлантического соревнования можно судить по газетам того времени. “Ивнинг Стандард” в 1911 годы сообщала о коронации короля Георга V. Однако статье предшествовал огромный рекламный блок пароходной компании “Кунард лайн”, владевшей легендарными пароходами “Аквитания”, “Луизитания”, “Мавритания”, “Куин Мэри” и многими другими, среди которых были участники и победители гонок “Голубой ленты Атлантики”.

Газета “Ивнинг Стандард”, Лондонская “вечорка”, размещавшая рекламу трансатлантических круизов постоянно и в больших количествах. Здесь мы видим номер от 4 мая 1911 года, анонсировавший коронацию короля Георга V. Однако, реклама круизов была напечатана выше анонса

Такие океанские лайнеры, как английские «Лузитания» и «Мавритания», немецкие «Бремен» и «Европа», итальянский “Рекс”, французкий “Нормандия” составили цвет и гордость мирового кораблестроения.

Последним предвоенным победителем гонок через Атлантику стал, снова английский, суперлайнер “Куин Мэри” в 1936 году.

Французская “Нормандия”. Это всегда особые стиль, шик и технические решения. Ходила легенда, что строительство лайнера велось в строжайшем секрете. И было приостановлено, пока французы не выведали, какой длины строят англичане свою “Королеву”. Тогда корпус “Нормандии” был увеличен в длину на пару десятков метров, чтобы стать самым-самым… Во всём мире. Хотя бы на пару-тройку лет
Главный зал ресторана для пассажиров первого класса на “Нормандии”. Места для принятия пищи вполне достаточно….

Разразившаяся Вторая Мировая война отодвинула и смешала все планы судостроителей и эксплуатационников. Однако, за эти годы учёные разработали принципиально новые и более совершенные технологии, сначала для нужд фронта, а затем, с переходом к мирной жизни, и для гражданских отраслей техники.

О продолжении гонки через Атлантику после Второй Мировой войны я расскажу вам в следующий раз.

Chief Editor

Я тут самый главный. И - точка!

Добавить комментарий