Юбилей последнего обладателя “Голубой ленты Атлантики”

Часть 2.

Финалом и, можно с уверенностью сказать, вершиной гонок через Атлантику, стало появление последнего обладателя не только почётного вымпела, но и учреждённого в 1935 году судовладелецем Гарольдом Хейлзом приза — 18-килограммового трофея высотой 1,2 м.

Гарольд Китс Хейлз (22 Апрель 1868 – 7 ноября 1942) – британский судоходный магнат, политик и основатель Hales Trophy, приза, который вручался с 1935 года самому быстрому трансатлантическому лайнеру.

До сих пор Соединённые Штаты Америки не участвовали в этих соревнованиях. То ли из-за привычного прагматизма, или по каким-то другим причинам. Однако, после войны американцы также, как и остальной промышленно развитый мир, “подхватилти лихорадку” “Голубой ленты”.

Блистательная королева, британский лайнер “Куин Мэри” на выходе из гавани Нью-Йорка, отправляется в путь домой, в Европу. Во время процедуры выбора имени для нового корабля, было предложено традиционное для компании «Кунард Лайн», все корабли которой назывались женскими именами и заканчивались на «ия»: “Карпатия”, первой пришедшая на помощь пассажирам погибшего “Титаника”, “Луизитания”, “Мавритания” и так далее. Однако правящий король Англии заявил с присущей для него скромностью, что было бы неплохо назвать новое судно именем его жены. Так появилась “Куин Мэри” (“Королева Мэри”)

Было принято решение об участии США в трансатлантической гонке, для чего в феврале 1950 года началось строительство того самого лайнера – последнего чемпиона – “Юнайтед Стэйтс”. А поскольку в этом проекте принимало участие правительство Соединённых Штатов, то корабль оказался весьма не прост.

Французская “Нормандия” входит в гавань Нью-Йорка после очередного трансатлантического рейса. Большое количество труб на пароходе придавало ему больше солидности в глазах пассажиров, но не всегда было оправдано с технической точки зрения. Четвёртые трубы на пароходах, а потом и третьи были фиктивными и служили “для красоты”, создания неповторимого облика очередного шедевра кораблестроения. Вот и на “Нормандии видно, что дым из третьей, кормовой, трубы не идёт….

В нём использовались последние достижения науки и техники. Его надстройка была в значительной части выполнена из алюминиевых сплавов, что заметно снизило общий вес корабля. Силовая установка была построена по технологиям, использовавшимся для новейших авианосцев, её основу составляли паровые турбины фирмы “Вестингауз” суммарной мощностью 240 000 л. с., работавших через турбозубчатый агрегат на четыре гребных винта. На испытаниях была достигнута максимальная скорость 38 с четвертью узла, что в переводе на сухопутный язык составило более 70 км в час. Это уже скорость легкового автомобиля. Весь проект был засекречен военными вплоть до конца 70-х годов.

Последний обладатель “Голубой ленты Атлантики” и трофея Гарольда Хейлза американский суперлайнер “Юнайтед Стэйтс”. Интерьеры лайнера в целях пожаробезопасности, были выполнены из стекла, стали, синтетики и алюминия. Мебель, перила и шезлонги были сделаны из алюминия. Главный строитель корабля Уильям Френсис Гиббс даже просил Компанию Стейнвей (Steinway) сделать алюминиевый рояль для «Юнайтед Стэйтс», но те отказались. В конце концов, единственной древесиной на борту был рояль. Но ни один пассажир не жаловался на уровень комфорта на судне. Что очень интересно с инженерной точки зрения, на корабле была полностью подавлена вибрация. Её не было вовсе….

Выйдя в свой первый рейс через Атлантику, лайнер используя лишь две трети мощности своих машин, леко улучшил рекорд средней скорости сразу на четыре с половиной узла. Предыдущий рекорд средней скорости перехода через океан принадлежал английскому лайнеру «Куин Мэри», который смог улучшить скорость предыдущего владельца “Голубой ленты” французской “Нормандии” лишь на две десятых узла.

Интерьер каюты первого класса на лайнере “Юнайтед Стэйтс”. Абсолютно новый стиль модерн, пришедший на смену довоенным вкусам. В нём впервые стали сочетаться новейшие ультросовременные фантастические формы и функциональность. Вспомните, какая это была волна новизны во всём: в архитектуре, в автомобилестроении, достаточно вспомнить сверхмодный “Ситроен” DS, который прозвали “богиней”, в одежде, в музыке, кинематографе. Человечество только что вырвалось из лап самой кровавой войны и жаждало жить….

Чтобы пересечь океан на пути из Ливерпуля в Нью-Йорк, американскому лайнеру потребовалось лишь 3 дня и 12 часов при средней скорости 34, 51 узла или почти 69 км в час. Кроме всего прочего, корабль обладал невиданным комфортом, полным отсутствием вибрации и высочайшим уровнем безопасности.

Ещё один модернистский интерьер: библиотека и комната отдыха на лайнере “Юнайтед Стэйтс”. Из-за высокой скорости лайнера, обычно открытые прогулочные палубы для пассажиров, которые могли любоваться океаном, пришлось застеклить. Иначе встречный ветер доставлял бы массу неудобств, а то и вовсе сделал бы невозможной прогулку по палубе. Попробуйте высунуть руку из автомобиля на скорости 70 км в час….

Казалось, что была открыта новая глава в истории трансатлантических гонок и ещё более впечатляющие соревнования науки и технологий ожидают заинтересованных наблюдателей по всему миру. Однако, ещё в ходе Второй Мировой войны, весной 1943 года в недрах кабинета министров Великобритании взял свой старт будущий могильщик “Голубой ленты Атлантики”.

На самом деле уже в 1930 году в Англии был запатентован первый реактивный двигатель, со временем превратившийся через восемь лет в этот самолёт….

В это время был создан Комитет Брабазона, возглавляемый бароном Брабазоном, которому было поручено определить потребности Великобритании в авиалайнерах после окончания Второй мировой войны. Это событие вызвало определённый интерес в авиационных кругах, поскольку в случае успеха создания, в том числе, и трансатлантического авиалайнера, сулил немалые доходы победителю, теперь уже гонки авиаконструкторов.

После обсуждений и оценок данного правительством предложения, член комитета сэр Джеффри де Хэвилленд, глава компании de Havilland, используя своё личное влияние и опыт своей компании, выступил за разработку самолёта с турбореактивным двигателем, и предложил для него спецификацию. А надо заметить, что вопреки распространённому мнению, первый реактивный самолёт разрабатывался в Великобритании ещё в 1938 году, а реактивный двигатель был запатентован сэром Фрэнком Уиттлом уже в 1930 году. Однако британские инженеры не смогли его “научить” летать как следует. Во время войны их опередили немецкие конструкторы, создав эпохальный Мессершмитт Ме-262 “Швальбе”.

Длительные усилия по созданию реактивного авиалайнера завершились успехом к началу 50-х годов. Британская “Комета” вышла на регулярные маршруты между Европой и Америкой, сделав бессмысленными пассажирские перевозки по морю. Лайнеры-чемпионы “Голубой ленты Атлантики” переквалифицировались в круизные, для путешествий отдыхающих туристов. А сама “Комета” позже стала платформой для многих военных самолётов различного назначения. Иногда бывает наоборот….

Так что задание не возникло на пустом месте, и перспективы реактивной грузовой и пассажирской авиации уже просматривались весьма отчётливо. Но никто в мире пока ещё не ставил задачу о перелётах через Атлантику. Скорее всего, эта мысль сидела в головах разработчиков фирмы “дэ Хэвилэнд” и соответствующие конструкции самолётов уже прорабатывались в предварительных эскизных проектах.

Долго ли, коротко, но к концу 1946 года уже был готов проект самолёта DH 108 на 24 пассажира. Однако, аппетит приходит во время еды. Заказчики потребовали переработать самолёт на большую пассажировместимость. Переработанный авиалайнер в декабре 1947 года получил название DH.106 Comet («Комета»). Уточнённые первые заказы от авиакомпаний BOAC и British South American Airways составили 14 самолётов, а поставка их была запланирована на 1952 год. Именно на то время, когда океанский лайнер “Юнайтед Стэйтс” праздновал свою победу в “Голубой Ленте Атлантики”.

“Комета” 4 прибывает в Берлинский аэропорт Темпельхофф

В середине 1949 года новый самолёт был представлен публике на авиационной выставке в Фарнборо. Первый серийный самолёт поднялся в небо 9 января 1951 года, а регулярные реактивные полёты начались 2 мая 1952 года. Это было началом конца пассажирских перевозок через Атлантику на пароходах.

Первый реактивный авиалайнер “Комета”

Несмотря на трудности и аварии первых реактивных авиалайнеров, они пробили себе дорогу в небо и стали доминировать в качестве перевозчиков на дальних маршрутах, связав континенты безопасными перелётами продолжительностью менее одного дня. Последние “Кометы” типа 4 уже могли брать на борт до 101 пассажира, имели более мощные двигатели и пересекали Атлантику на пути из Лондона в Нью-Йорк примерно за 8 часов. “Кометы” работали на линиях, перевозя пассажиров вплоть до 1997 года, когда карьера самолёта-разрушителя “Голубой ленты” завершилась.

Небольшой видеосюжет о нынешнем положении и состоянии юбиляра. Лайнер “Юнайтэд Стэйтс” сегодня. Морская терминология немного хромает, интонации рассчитаны на впечатлительных дам…. Но, в целом – весьма интересно. Источник https://www.youtube.com/watch?v=MlZpsjsoMss

История “Голубой лента Атлантики” изобиловала самыми разнообразными событиями и фактами, как технических достижений, так и достижений человеческого духа, стойкости и мужества. В коротком рассказе невозможно упомянуть и сотой доли произошедшего. Поэтому автор отсылает пытливого читателя к Интернету, а так же к единственной, к сожалению, книге на русском языке, посвящённой этой замечательной эпохе.

Сегодня ветеран Атлантики лайнер “Юнайтэд Стэйтс” стоит у причала в Филадельфии и вспоминает былые дни, провожая солнце на закате дня. Наступит ли новый рассвет для лайнера?

Ознакомившись подробнее с этой историей, читатель, без сомнения обогатит себя новыми знаниями и впечатлениями. А уж если к чтению этой истории будут привлечены и дети, то польза будет очевидной. Не менее, чем от произведений Стивенсона, Верна или Купера.

В надежде на это, автор завершает здесь свой рассказ.

Chief Editor

Я тут самый главный. И - точка!

Добавить комментарий