Купидон Вермеера увидел свет в первозданном виде

В Дрездене – мировая премьера. Известную картину голландского мастера Яна Вермеера теперь можно увидеть в том виде, в котором ее задумал сам художник.

В таком виде картина “Девушка, читающая письмо у открытого окна” находилась более трех столетий

В пятницу, 10 сентября, в столице Саксонии Дрездене после двухлетней реставрации состоится мировая премьера картины “Девушка, читающая письмо у открытого окна” (1657/59). Написал ее один из самых известных мастеров золотого века голландского искусства Ян Вермеер (1632-1675). И произведение это уже давно знакомо искусствоведам и публике, но посетителей Галереи старых мастеров в Дрездене ждет настоящая сенсация.

***

Кто внёс изменения в картину

Дело в том, что только сейчас, спустя больше трех столетий, картина голландского художника была восстановлена в своем первоначальном виде. Теперь на ней изображена не только девушка, читающая письмо, но и Купидон. Это полотно давно считается одним из главных произведений Галереи старых мастеров Государственных художественных собраний Дрездена.

Произведение нидерландского художника было приобретено в Париже в 1742 году для коллекции саксонского курфюрста Фридриха Августа II. И в Дрезден картину привезли уже без изображения Купидона. О его существовании стало известно благодаря рентгеновскому снимку картины лишь в 1979 году, а первое упоминание в научной литературе появилось в 1982 году.

С тех все научное сообщество руководствовалось одной версией: Купидона зарисовал сам художник. И только два года назад экспертная комиссия пришла к сенсационному выводу, который обрадовал сообщество искусствоведов. Ангел был закрашен намного позднее, чем предполагалось ранее, и точно уже после смерти самого мастера. Эксперты датируют это примерно 1700 годом.

Картина “Девушка, читающая письмо у открытого окна” (1657/59) после реставрации

Тончайший слой (меньше миллиметра) реставратор Галереи старых мастеров Кристоф Шёльцель (Christoph Schölzel) удалял скальпелем на протяжении двух лет. Филигранная работа продвигалась медленно: не больше двух квадратных сантиметров в день. Чтобы не повредить оригинальный слой картины, необходимо было работать с микроскопом.

Четыре Купидона Вермеера

И вот теперь Купидон – в своем первозданном виде. И, как подчеркивают искусствоведы из Дрездена, картина предстает теперь совсем в другом свете. Появление Купидона отсылает нас к амурной тематике полотна. И уже не остается сомнения, что женщина держит в руках письмо от своего возлюбленного. Вероятно, именно из-за такой очевидной трактовки и была предпринята корректировка. Удалив Купидона, кто-то, видимо, решил убрать амурный характер картины.

Теперь картина размером 83 на 64,5 сантиметра предстанет такой, какой ее задумал сам художник. Выставка в Дрездене “Ян Вермеер. Остановись, мгновенье” (“Johannes Vermeer. Vom Innehalten”) продлится с 10 сентября 2021 по 2 января 2022 года.

Всего на выставке – 58 работ голландской живописи. 10 картин, а это почти треть всего наследия, который оставил после себя Ян Вермеер (35 полотен), расскажут о творчестве художника. Две картины – “Девушка, читающая письмо у открытого окна” и “Сводница” – из дрезденской коллекции. Еще восемь предоставили галереи Амстердама, Лондона и Вашингтона. Кстати, Купидон встречается в четырех произведениях художника из Дельфта. Штефан Коя (Stephan Koja), директор Дрезденской картинной галереи Старых мастеров, уверен, что теперь знаменитая картина Вермеера предстает в новом свете и ярких красках.

Ян Вермеер

Ян Вермеер (Верме́ер Де́лфтский, нидерл. Jan Vermeer van Delft или нидерл. Johannes Vermeer van Delft, 1632—1675) — нидерландский художник-живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Один из самых талантливых (наряду с де Хохом) последователей Терборха. Творчество Рембрандта, Хальса и Вермеера принято считать вершиной голландского искусства золотого века.

В русской искусствоведческой традиции более распространённым вариантом написания имени художника является Вермеер Дельфтский. Другие варианты — Йоханнис ван дер МерЙоханнис вер МерВермер Делфтский[1]. По правилам транскрипции голландских имён сочетание ee передаётся как е.

Мужчина на картине «Сводня» — предполагаемый портрет 24-летнего художника

О жизни Вермеера известно очень немного. Он родился (по крайней мере был крещён) 31 октября 1632 года в Делфте, в семье предпринимателя-торговца. Ян был вторым ребёнком в семье и единственным сыном своих родителей. Его отец был родом из Антверпена, в 1611 году переехал в Амстердам и работал ткачом по шёлку. В 1653 году он женился, переехал в Делфт и стал хозяином постоялого двора. Он продолжал заниматься шелкоткачеством, а также был зарегистрирован в делфтской гильдии Святого Луки в качестве торговца предметами искусства.

О годах ученичества Вермеера не сохранилось достоверной информации. Известно, что 29 декабря 1653 года Ян Вермеер был принят в гильдию Святого Луки. По условиям гильдии членство в ней предваряли шесть лет серьёзного обучения живописи у мастера, состоявшего в гильдии. Ян Вермеер был знаком с художниками Леонартом Брамером и Герардом тер Борхом. На основании этого факта строились предположения о том, что Вермеер возможно состоял в обучении у одного из них. Кроме этого чрезвычайно распространена, но не имеет подтверждений гипотеза о том, что учителем Вермеера был художник Карел Фабрициус, в свою очередь ученик Рембрандта. Безусловно, огромное влияние на творчество Вермеера оказал голландский мастер жанровой живописи Питер де Хох, проживавший в Делфте с 1652 по 1661 годы, что нашло отражение в картине «Диана со спутницами». Его стиль нашёл дальнейшее развитие в полотнах Вермеера.

Ян Вермеер женился 20 апреля 1653 года на Катарине Болнес из деревни в окрестностях Делфта. Его кальвинистское вероисповедание первоначально вызывало недовольство в католической семье Болнес. Лишь после увещеваний католика Брамера будущая тёща Вермеера дала согласие на брак дочери.

“Девушка с жемчужной сережкой” – один из самых известных шедевров нидерландского живописца Яна Вермеера. Написана она была примерно в 1665 году. Кого изобразил художник, неизвестно, но главная загадка не в этом. Сережка слишком большая. Натуральный жемчуг таким не бывает, искусственный тогда не выращивали. Может быть, перламутр? Кроме того, совершенно непонятно, на чем держится на ухе сережка

В 1660 году Вермеер вместе с женой переехал жить в дом тёщи. У Вермеера было 15 детей, четверо из которых умерли в раннем возрасте. Очевидно, что материальное положение художника было очень неплохим, раз он мог без проблем прокормить своих детей. Известно, что Вермеер писал в год лишь по две картины, поэтому у него были и другие источники дохода. Он помогал своей матери управлять трактиром «Мехелен» на главном рынке Делфта, доставшимся ей в наследство после смерти мужа. Предполагается, что в этом заведении Вермеер мог вести обычную для голландских художников того времени торговлю предметами искусства. В 1662—1663 и 1670—1671 годах Вермеер занимал должность декана гильдии св. Луки и соответственно руководил ею. В XVII веке любой ремесленник и художник состоял в соответствующей гильдии, регламентировавшей деятельность представителей профессии. Должность декана гильдии художников была очень почётной и говорит об авторитете Яна Вермеера в Делфте.«Аллегория Живописи» (1666/1668).

Предполагается, что это автопортрет художника, но к какому он относится времени неизвестно

Ещё при жизни художника за картины Яна Вермеера платили очень хорошие деньги. В основном Вермеер писал для своих заказчиков-меценатов. Главными покровителями художника и почитателями его творчества были пекарь Хендрик ван Буйтен и хозяин печатной мастерской Якоб Диссиус, в коллекции которого согласно инвентарному перечню 1682 года находилось 19 картин Вермеера. Остаётся неизвестным, писал ли Вермеер под конкретные заказы меценатов или они просто получали право преимущественной покупки готовых произведений мастера. Вермеер был известным экспертом по вопросам искусства. Так, например, он был в числе экспертов, которым доверили установить подлинность коллекции венецианских и римских полотен, предложенных курфюрсту Бранденбурга Фридриху Вильгельму I за 30 тысяч гульденов. В 1672 году Вермеер ездил в Гаагу, где давал заключение о стоимости картин вместе с другим художником Якобом Йордансом. В присутствии нотариуса он опроверг подлинность коллекции и заявил, что в действительности коллекция стоит не более одной десятой от запрашиваемой цены.

Яна Вермеер. Картина “Астроном”, написанная около 1668 года

В отличие от многих других художников, у Яна Вермеера не было учеников.

К концу жизни экономическое положение художника значительно ухудшилось, и он был вынужден брать кредиты. В результате начавшейся в 1672 году (и продолжавшейся до 1679 года) войны с Францией замерла торговля живописью. В своём ходатайстве о частичном списании долгов, датированном 30 апреля 1676 года, супруга Вермеера поясняла, что во время войны её муж был вынужден продавать картины по заниженной цене.

В 1675 году Вермеер заболел и умер спустя несколько дней. Его похоронили в фамильном склепе в церкви Старой церкви, место под который было выкуплено тёщей художника Марией Тиннс в 1661 году. Его жена из-за долгов вынуждена была отказаться от наследства и передала его кредиторам. Средств на установление мемориальной плиты к тому времени не было.

Мемориальная плита в честь Яна Вермеера, установленная в 2007 году в Старой церкви города Делфт

С годами информация о точном месте погребения художника в церкви была утрачена. В 1975 году по случаю 300-й годовщины со дня его смерти местная власть профинансировала установление первой мемориальной плиты на месте бывшего расположения фамильного склепа Вермееров. 26 января 2007 года возле западного выхода церкви была торжественно открыта дополнительная, более статусная плита, на которой указано, что художник был похоронен именно в этой церкви. Между тем существует версия, что во избежание проседания церковного пола остатки погребений под всеми плитами, которые находились в церкви, в свое время были перемещены за пределы здания.

Жан Кальвин

Информации о Яне Вермеере вполне достаточно на просторах Интернета, чтобы получить всестороннее понимание того, каким был этот художник и каким был этот человек. Вместе с тем, любознательный читатель и, даже читатель-исследователь, может открыть для себя потрясающую историю средневековой Европы в период Реформации.

Ульрих Цвингли

Обычно историю наш человек не очень жалует. Но в данном случае, вы сможете узнать и прочувствовать потрясающую борьбу человека с самыми тёмными силами и насладится торжеством над, в основном поверженным, злом. Если вы за добро, конечно.

Мартин Лютер

Достаточно вспомнить освободительную борьбу нидерландских провинций против испанских завоевателей, Тиля Уленшпигеля, да и Жана Кальвина, Ульриха Цвингли,  Томаса Кранмера, Мартина Лютера, других проводников новых взглядов на мир и человека в нём. В любом случае, вы можете провести чудесные вечера на даче за этим увлекательным исследованием.

По материалам: https://www.dw.com и Википедии.

Добавить комментарий